Большую часть товаров на полки челябинских супермаркетов привозят из других областей и даже стран. К примеру, вот это мясо доставили из Приморского края, шоколадные конфеты из Московской области, а груша и вовсе из Сербии. Почему же конкурентоспособные и качественные товары не доходят до потребителя?

Тот, кто рано встает, тот свежий хлеб берет. Жительница Верхнего Уфалея Людмила Данилова променад за сдобной «семейкой» совершает ежедневно. Булки, сухари и пряники не везут, а несут с соcедней улицы. Челябинским рогаликам продукция не конкурент. Среди главных аргументов здесь не только вкус.

- Цена! Конечно, наше дешевле. И мы возьмем то, что дешевле. Да и на вкус весьма приемлемый, - говорит Людмила Данилова.

Булочки и ватрушки на Уфалейском хлебозаводе пекут с 37 года. Каждое утро с пылу с жару товар развозят по городу. Часть продукции отправляют в соседние поселения.

Предприятие пытается идти в ногу со временем - ещё до скачков доллара купили две шведских печи. К советской линейке «а-ля ватрушка, рогалик и пряник» добавили французских нот - теперь выпускают круассаны. Но на полках местных супермаркетов продукцию не найдешь. Оборону держат сетевики. Одни готовы взять на реализацию только хлеб, другие за выгодную выкладку товаров требуют денег. Заплатишь, положат продукцию в первый ряд. Нет - разместят там, где покупатель сразу не увидит.

- Там такие договора невыгодные, что предлагают размещение нашей продукции за определенную сумму денег на витринах. Получается, нам еще за это и деньги платить надо, - говорит генеральный директор хлебозавода Евгений Могаляс.

Почему ритейлер с кем-то дружит, а кого-то "игнорирует"? Олег Иванов закрытые схемы супермаркетов читает, как открытую книгу. И даже вступается за сетевиков.

- Я бы хотел работать не с десятью поставщиками, а с двумя. Мне с ними проще работать, проще организовать логистическую цепочку. Быстрее я это все сделаю и меньше затрат. А ведь моя задача выгодно продать товар, - комментирует ситуацию замдиректора по развитию челябинского филиала РАНХиГС Олег Иванов.

В Челябинской области 89% рынка розничных торговых сетей занимают федеральные сети. Товары в супермаркеты попадают либо сразу от производителя, либо через перекупщика. Но зачастую их несколько. Один перепродает другому - тот третьему и т.д. Закупочная цена, к примеру, моркови - 5-6 рублей. А из-за такой схемы овощ дорожает в несколько раз и в супермаркете уже стоит 30-35.

Возле дома Натальи Усольцевой несколько раскрученных супермаркетов. Но девушка выбирает небольшую и непопулярную местную сеть. Картошка здесь не египетская, а из Красноармейского района. Даже сыр можно найти от местных фермеров. Южноуаральских производителей здесь холят и лелеют.

- У нас нет такого, что если вы нам не везете 10 наименований, то мы с вами работать не будем. Мы выбираем того производителя, который сможет привезти продукт в том объеме, который нужен нам, - говорит коммерческий директор торговой сети Сергей Кийко.

Правда, местных сетей на челябинском рынке мало. О продвижении продукции наших производителей ломают голову и в правительстве. Сетевиков даже собирал у себя за круглым столом губернатор. Давить на них чиновники не могут. Пытаются договориться и придумать альтернативу. В региональном Минсельхозе предложили маленьким производителям объединяться в кооперативы.

- Кооперативно работать с сетями, чтобы при отсутствии определенной номенклатуры товаров у одного участника, его бы могли подстраховать другие и выполнить обязательства перед сетями, - отметил заместитель министра сельского хозяйства Челябинской области Александр Раевский.

Первопроходцами кооперативного новаторства стали фермеры из Варны. Если же зайти в супермаркет производителю так и не удастся, правительство предлагает привозить свой товар на ярмарки. Возвращение к открытым рынкам в период нестабильности экономики - единственный способ купить дешевые продукты покупателям и заработать фермерам.

Полина Кирсанова, «Телефакт»