Прощёное воскресенье – день заговенья на Великий пост. Иными словами, 22 февраля православные христиане в последний раз вкушают скоромную пищу – молочные продукты, яйца, рыбу (заговенье на мясо было в предшествующее воскресенье).

Главные праздники предстоящего поста – Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим, 5 апреля) и Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля). Верующими весьма почитаются Лазарева суббота (4 апреля), день первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи (9 марта), память 40 мучеников севастийских (22 марта). Кроме того, по церковной традиции, вторая, третья и четвертая субботы Великого поста являются днями поминовения усопших.

Первые четыре дня Великого поста (с 23 по 26 февраля) в храмах читается покаянный канон Андрея Критского. Это дни строгого поста. Церковь призывает отложить в это время суетные житейские попечения, за исключением только самых необходимых.

Каждая неделя Великого поста («неделей» в церковнославянском языке называется воскресный день) имеет особое духовное значение.

1-ю неделю (1 марта) называют Торжеством Православия. Поводом для установления этого праздника стало преодоление иконоборческой ереси. Однако его смысл гораздо шире, это свидетельство истинности и уникальности православной веры. Великий подвижник XIX – начала XXвека праведный Иоанн Кронштадский говорил: «Только вера православная очищает и освящает оскверненное грехом естество человеческое. Омраченное – просвещает, оледеневшее – согревает, падшее – восстанавливает, отчаянное – исполняет надеждой, омертвевшее – оживотворяет».

2-я неделя (8 марта) посвящена памяти святителя Григория Паламы. В XIVвеке в Византии начался многолетний богословский спор о том, возможно ли видеть и слышать Бога, или наш удел – только вера. Сторонников возможности реального, ощутимого Богообщения возглавил святитель Григорий Палама. Бог есть Дух. А подобное познается подобным. Чем более духовно развит человек, тем более способен ощутить присутствие Божие. Церковь признала, что взгляды святителя Григория Паламы отражают подлинный духовный опыт. И пост – самое лучшее время этот опыт приобрести.

3-я неделя Великого поста (15 марта) – Крестопоклонная. Во время богослужения читается Евангелие от Марка: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк., VIII, 34). Крест Христов – это знамение славной победы. Он не только символ горечи и боли, которых не миновать человеку в земной жизни, но Он также залог вечной радости, перед которой все временные страдания ничего не стоят.

4-я неделя (22 марта) посвящена памяти преподобного Иоанна Лествичника, который подвизался на горе Синай в VI веке. В своей книге «Лествица добродетелей» он раскрыл 30 ступеней восхождения к духовному совершенству. Любой человек, в каких бы условиях он не жил, может научиться кротости, смирению и любви. «Лествица» стала настольной книгой для христиан многих поколений.

В 5-ю неделю Великого поста (29 марта) празднуется память преподобной Марии Египетской. Святая первоначально жила в нечестии, но однажды, попав в Иерусалим, не смогла войти в храм. Невидимая Божественная сила преградила ей путь. В этот момент Мария почувствовала, что ее великие грехи возбраняют ей видеть святыню. 47 лет провела она в пустыне, борясь со страстями, и явила собою образ совершенного покаяния.

На 6-й неделе (5 апреля) празднуется Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье).

А с понедельника, 6 апреля, начинается Страстная Седмица. Она посвящена воспоминанию страданий, смерти и погребения Христа Спасителя. По своему значению Страстная седмица называлась еще Пасхой Крестной и потому всегда была свободна от житейских занятий. В эту неделю произошли великие события: было разрушено долговременное царство дьявола, истреблена смерть, уничтожен грех, снято проклятие и Небо стало доступно человеку. Заканчивается Страстная Седмица празднованием самого важного христианского праздника – Пасхи Христовой.

"Телефакт"