Международный день защиты озонового слоя: история праздника

16 Сентября 2019 г. в 04:00

Сегодня, 16 сентября, во всём мире отмечается День охраны озонового слоя. Этот волшебный щит служит верой и правдой Земле и всему человечеству, ограждая их от пагубного воздействия вредных ультрафиолетовых солнечных лучей. Однако и ему сегодня необходима наша защита. Рассказываем, что такое озоновый слой, откуда берёт своё начало день его защиты и по каким причинам и как мы можем помочь оболочке, защищающей нашу планету.

По одной из версий, озоновый слой сформировался около 600 миллионов лет назад. В результате фотосинтеза над планетой Земля скопилось огромное количество кислорода, который распадался на атомы под воздействием ультрафиолетового излучения, которые, в свою очередь, способны взаимодействовать с ещё нераспавшимися молекулами кислорода. Так и образовался барьер, который защищает всё живое от вредных и жёстких ультрафиолетовых лучей.

Этот удивительный слой был открыт в 1912 году французскими физиками Шарлем Фабри и Анри Буиссоном. С помощью спектроскопических измерений они вычислили, что он находится на расстоянии от 15 до 50 километров от земли и обладает удивительными физическими и химическими свойствами. А когда они узнали, что озоновый слой играет огромную роль в защите всего живого от солнечной радиации, то не только эти учёные, но и другие начали активно изучать это чудо природы.

В ходе изучения оказалось, что озоновый слой — это легчайший и тончайший слой, который только может существовать в атмосфере. Его концентрация в верхних слоях составляет всего 3 миллиметра при температуре 0 градусов и стабильном атмосферном давлении. В зависимости от расстояния до земли и различных факторов толщина слоя может меняться как в большую, так и меньшую сторону. Но, к сожалению, озоновый слой может и разрушаться под действием различных факторов.

Озоновые дыры

Впервые об озоновых дырах заговорили в 1980-х годах. Над Антарктидой учёные выявили резкое падение концентрации стратосферного озона, которое связано с воздействием на него веществ группы хлорфторуглеродов, наиболее известными из которых является группа фреонов. В 1985 году английские учёные опубликовали статью, в которой говорилось, что каждой весной озоновая дыра над Антарктидой становится всё больше, в результате чего газеты по всему миру превратили этот факт в сенсацию. Однако, как потом выяснилось, словосочетание «озоновая дыра» является условным, и мест, где бы не было озонового слоя вообще, на самом деле нет. На сегодняшний день озоновой дырой называют те участки, где дефицит озона составляет около 30%.

Но то, что озоновые дыры увеличиваются с каждым годом, к сожалению, правда. Ещё в начале 1990-х годов площадь озоновой дыры составляла 15 миллионов квадратных километров, а уже в конце 1999 года — 25 миллионов квадратных метров. В настоящее время её площадь равна площади Северной Америки.

Последствия озоновых дыр

Постепенное разрушение озонового слоя грозит серьёзными проблемами для всего живого, существующего на Земле. Это и изменение климата, и уменьшение биологического разнообразия Мирового океана, и ослабление иммунитета как у людей, так и у животных и морских обитателей, и даже появление онкологических заболеваний из-за высокого уровня ультрафиолета. Учёные NASA даже сформировали модель Земли и показали, какой она будет, если исчезнет озоновый слой. Зрелище, конечно, печальное: значительное уменьшение всего живого на Земле, огромное количество пустынь и вечные засухи.

История появления Международного дня охраны озонового слоя

Когда факт истощения озонового слоя был научно подтверждён, 22 марта 1985 года была подписана Венская конвенция об охране озонового слоя, в которую вошли 22 страны. СССР присоединился к ней год спустя. Однако документ носил «рамочный» характер и не накладывал каких-то определённых обязательств на подписавшихся.

В сентябре 1987 года Протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, был подписан 197 государствами в Монреале. Его основной целью является защита озонового слоя путём принятия мер по ограничению мирового производства и потребления веществ, разрушающих его, с целью их полной ликвидации.

В 1994 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 16 сентября Международным днём озонового слоя.

В 1996 году в мире было полностью прекращено производство хлорфторуглеродов, продолжают выводиться из обращения также гидрохлорфторуглероды.

Мы связались с руководителем общественного эко-движения в Челябинске «Время ЧЕ», членом Общественной палаты Российской Федерации Феликсом Пановым и узнали у него, как обстоят дела конкретно в Челябинской области и что можно сделать для того, чтобы защитить озоновый слой. По его словам, многое зависит от чистоты атмосферы.

Также он добавил, что именно поэтому защита атмосферного воздуха, его качество, в особенности в городских условиях, является приоритетом для государства. А качество воздуха определяется множеством факторов: от наличия промышленных производств, уровня их «экологизации», до городского озеленения. И повлиять на защиту атмосферы, а значит и озонового слоя, может каждый человек в меру своих возможностей.

Таким образом, чтобы защитить озоновый слой и помочь ему восстановиться, необходимо делать всё возможное, чтобы не загрязнять окружающую среду. Действительно, сейчас по всему миру предусматриваются различные экологические программы для того, чтобы очистить Землю от выбросов, мусора, вредных газов и химических соединений. И, как отмечают экологи, прогресс уже заметен: озоновый щит уже сейчас восстанавливается на 1-3% в десятилетие. И если будет прогресс с очищении экологии, то и озоновый слой будет восстанавливаться эффективнее. По прогнозам специалистов, при благоприятных условиях озоновые дыры могут полностью исчезнуть уже в 2060 году.

Редакция сайта Telefakt.ru поздравляет всех читателей с таким важным праздником и ещё раз напоминает о том, что, нанося вред экологии, мы вредим всему живому на планете, включая себя.

ПервоисточникТелефакт